ehidnazevaka (ehidnazevaka) wrote,
ehidnazevaka
ehidnazevaka

Павлово. Июль 2010. Сообщение номер 2. Старт. Там слишком много памятников!

Целью нашей поездки были павловскиие наличники. Известно было, что там их много. Известно было, что есть там шедевры. Предстояло на всё это посмотреть своими глазами и самим всем этим проникнуться.
Долго искать не пришлось. Уже через 5 минут после того, как за нами захлопнулась дверь гостиницы, на ул.Куйбышева увидели мы нечто очень интересное:



Классический дом:



Всё как полагается. Каменный первый этаж, мерный ритм резных наличников второго деревянного этажа. Глаз теряется в великолепии деталей наверший и фриза :



Система фриз-карниз здесь имеет сложную структуру, насыщенную разнообразием профилей. Верхняя часть карниза имеет характерную для Павлова вогнутую форму профиля:



Кронштейны мощные, но рисунок их очень прост(что тоже характерно для Павлова):



Рисунок самого наличника не очень сложный, но изюминка павловских наличников отнюдь не в изощрённых кружевах. Наличники Павлова, как правило, массивны, но при этом всё дышит благородством. Мотивы навершия располагаются в соответствии с классической схемой композиции традиционного наличника. Восхищение вызывает сама форма навершия, созданная сложным сопряжением прямолинейных и криволинейных отрезков многоступенчатого профиля:



Фартук массивный, никаких кружев. Узор располагается на сплошном основании:



Для наличников Павлова очень характерны объёмные детали. Боковые тяги часто оформлены как замысловатые колонны :



Дом прекрасен. Но ни "излучаемая им аура", ни постановления-уложения о недопустимости изменять облик исторического памятника архитектуры не спасли его от организованного вандализма идиотов, которыми Павлово кишит точно также, как и прочие наши города и веси. С другой стороны к благороднейшему дому какие-то торгаши напристраивали столько несъедобной ширпотребной требухи, что и дом-то на фотографии узнать невозможно:



Но тем не менее, это тот же самый дом! Только угол зрения изменился всего лишь на 90 градусов.
Поражающая безысходностью беда российского масштаба. Власть и население ЕДИНЫ в непонимании того, что они творят.
Странно, но непонимание встречается не только в среде толстокожей власти и уже давно доведённого до одури населения, но и в среде тех, кто, казалось бы самим своим предназначением должен был бы хоть как-то уравновешивать девятый вал беспамятного вандализма. Так называемый культурный слой... Забегаю вперёд. В музее Павлова я просмотрела обзорный буклетик. И что же? Как воспринимается культурное значение Павлова культурным слоем самого Павлова? В чём видится своеобразие Павлова, его уникальность? Что придаёт цельность его облику? Какие компоненты следует отметить прежде всего? Я обратила внимание, что в буклетике есть строчки о домовой резьбе, и даже есть две картинки - небольшие детальки популярной в Павлове модели наличника (впрочем, весьма посредственной! )- накладные кисти и розочка, ну совсем простенькие. Всегда говорят в таких случаях: "Ну что вы хотите, это же буклет, здесь же неизбежно очень ограничен объём и т.д. и т.п.". Но почему для примитива место нашлось, а для шедевров нет??? И эти шедевры даже не были упомянуты! Удивило меня и то, что в разговоре музейная сотрудница( не смотрительница зала, которая не обязана иметь образование, кругозор и т.п.), говоря о наличниках, посоветовала мне посмотреть наличники одного дома( по словесному описанию я их узнала однозначно, в первый же день мы их видели), как особенные, отличающиеся от других. Да, действительно, наличники, красивые, интересные. Удивило меня то, что в первую очередь сотрудница говорила не о местных ШЕДЕВРАХ(хотя и этот наличник явно относился к "первой категории"), а о таком наличнике, который был представлен в городе в единственном числе. То есть, неявно почти подразумевалось, что не единственное уже не так интересно... Как же это странно! Как если бы вы приехали в какой-нибудь итальянский город, а в путеводителе по местной галерее отсутствовали бы упоминания и изображения мадонн знаменитых художников - ведь их там так много, и они так все похожи! Но похоже, аналогичный абсурд в Павлове никого не смущает.
Опять же, забегая вперёд, скажу.
Павлово и сейчас ещё уникально - атмосферой. Там так много ещё старых домов, что порой у вас возникает иллюзия - а не в 19-м ли веке вы очутились? Атмосфера удивительная. Кажется, сейчас откроются ворота и выйдет купец в сопровождении семейства или приказчиков, или в окне покажется кустодиевская купчиха... Впечатления просто оглушительные. Мы и выдержали только 3 дня. И не только жара тому виной. Там трудно себя контролировать и ограничивать. "Ну давай ещё эту улочку пройдём- ой - смотри - а там в переулке домище какой! - давай ещё вон тот переулочек и тогда всё уж - в гостиницу на покой...". И вот мы опять идём под палящим солнцем то в гору, то под гору. Остановиться невозможно! А организм уже не выдерживает. Дома мы после каждого похода три дня восстанавливаемся. А тут три дня подряд, да пЕкло...
Сбежали. А планы не выполнили... Потому как если б выполнили, то тогда уж точно копытца откинули бы...
Приехавши, как удавы, заглотившие одномоментно гораздо более того, что способны переварить, сидим теперь дома, чай с лимоном пьём, никуда не рыпаемся, перевариваем впечатления...
Есть что переваривать.
...

И вот этот город, хранящий в себе энергию России, вступает на скорбный путь, ведущий к голгофе. То там, то сям - знакомая картина. Мы видим её повсюду, где есть люмпены. А люмпенов достаточно везде. Содраны наличники, дом спрятан в сайдинговую пустоту - наступило им их потреблятское счастие:



Свидетели преступления - прекрасные кронштейны:



Какими были наличники и как всё это смотрелось в дивном ансамбле мы уже никогда не узнаем. Крылечко-сирота:



Замысловатая сень:



Поддерживают козырёк колонны павловского ордера:



По бокам резные доски:




Всё как везде. Темп движения к голгофе ограничивается только денежками. Есть денежки - будет и сайдинг.
Часто говорят - "но ведь вот такой народ, они же сами всё это делают, ведь это их выбор, а хозяин - барин...". Так-то оно так, но и не так. Население - это не народ. В населении есть верхний слой, есть нижний. И те, и другие во все времена будут жить по-своему, независимо от того, в чьих руках вожжи. А вот в середине находится огромная масса, которая при одних условиях вершит огромные и важные дела, в других - спит, в третьих - тонет в пошлости, в четвёртых - становится толпой-зверем. В одних условиях эта масса будет бездумно и по-скотски уничтожать культурное наследие, как это происходит сейчас, а в других эта же масса, полагая всё это благом, воссоздала бы всё это в невиданной красе к своей же славе.
Но маховик идёт не в ту сторону, слепая масса меняет сокровища на сайдинг, Павлово идёт к своей голгофе. Не так быстро, как некоторые иные наши края. Скорость маховика полностью определяется количеством денег у населения. Будут деньги - будет и сайдинг. В Павлове стоимость проезда на внутригородском автобусе - 11 рублей. Стало быть, денег пока ещё не так много. Потому как "стоимость" проезда на общественном транспорте определяется отнюдь не уровнем затрат на него, а исключительно уровнем доходов населения.
Изменять внешний вид памятников архитектуры по закону нельзя, но, как сетовала в разговоре одна жительница Павлова, вал разрушительных "благоустройств" нарастает, а никто нарушителей по рукам не бьёт. Эта павловская беда - позор павловских властей. Всё как везде.

Спешите видеть Павлово.


Продолжение следует.
Tags: Павлово, деревянные наличники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments